Париж

Вид на остров Сите

Своим возникновением город объязан Лютеции - рыбацкому поселку племени паризиев, поселившихся на острове Сите - самом большом острове посреди реки Сены. В 52 году на н.э. восставшую против Юлия Цезаря Лютецию атаковал римский наместник в Галии Лабиен, который высадился на правом берегу Сены как раз в том месте где сейчас расположена церковь Сен-Жермен-л'Оксеруа. На левом же берегу, на месте Сен-Жерменского аббатсва, расположился лагерем галл Камулоген. Благодоря этой военной хитрости римляни победили. Во времена первых римских императоров Лютеция становится провинциальным городом. На острове Сите богам посвещаются храмы, а могущество власти воплощает императорский дворец.

Город строится на левом берегу, вдоль дороги, ведущей в орлеан. При императоре Тиберии новый город занял нынешней холм Св. Женевьевы, а центр застройки приходился на Люксембурский сад. На склоне холма, за стенами города, были возведены римские арены. С 258 года начались разорительные набеги варваров на Лютециию и жителям пришлось тесниться на острове Сите, наспех укрепив его. В 355 году, в результате нового нашествия варваров, император Констанций послал своего шурина Юлиана править северной Галлией. Тот выбрал местом своего прибывания Лютецию, а именно остров Сите, где в 360 году легионеры провазгласили его императором. Век спустя к стенам Лютеции подошли гунны. Святая Женевьева убедила жителей не покидать город и таким образом спасла Сите.

Вид с Эйфелевой башни на дворец Шайо
Городская Ратуша - Отель де-Виль

Меровинги создали здесь свою столицу, а дворцы и деревянные крепостные стены франков исчезли вместе с из династией. Каролинги же перенесли свои столицы далеко на восток империи. Лютеция, ставшая к тому времени парижем, на все так же расположенном на острове Сите, в 885 году стала заслоном на пути датских викингов, которые пытались разорить расположенные вверх по течению Сены города. Оборону города возглавил граф Франции Евод. Датчане вынуждены были отступить, а граф Евод был провазглашон королем. Вот первый Капетинг, вот начало счастливой судьбы Парижа, который с тех пор стал разрастаться вокруг моностырей по обеим берегам Сены.

По приказу Филиппа-Августа в 1183 году были построены два крытых рынка, в 1186 году возведена городская стена на правом, а в 1209 году и не левом берегу. Город строился как внутри городских стен, так и за пределами, а для защиты крепостных стен со стороны Сены король возвел в Луврском замке большую оборонительную башню (донжон).

Карл V (1364-1380 гг.) возвел на правом берегу вторую крепосную стену, включив, таким образом, в границы города дворец Сен-Поль - новую королевскую резеденцию, а также обитель монахов-целестинцев, храм ордена тамплиеров, церкви Сен-Мартен-де-Шан и Сен-Никола-де-шан, улицы Монторгей и Монмартр. Стена была доведина до Сены и Лувра по линии, соответсвующей нынешней улице Абукир, площади Побед (Виктуар) и Королевскому дворцу (Пале-Руаяль). На востоке эта крепостная стена была укреплена замком, ставшим впоследствии знаменитой Бастилией и охранявшим дорогу на Венсен. В 16 и в начале 17 века город вырос на запад настолько, что Людовик XIII вынужден был расширить Париж времен Карла V, возведя новую городскую стену, идущую от ворот Сен-Дени до границ Тюильри.

Сарбона
Нотр Дам с воды

Людовик XIV, навсегда запомнивший унизившую его фронду, перенес резеденцию в Версаль. Однако же он не переставал украшать Париж: перестроил Лувр, возвел Дом Инвалидов, больницу Сальпетриер и Обсерваторию, опоясал город кольцом триумфльных арок, создал Вандомскую площадь и площадь Побед.

Людовику XV мы обязаны площадью Согласия, Военной школой, Монетным двором и Дворцом провосудия, но только правление Людовика XVI Париж полностью преобразился благодоря трем принятым мерам: ширина новых улиц стала отныне 9 метров 75 сантиметров, в 1784 году была возведена новая городская стена (названная Стеной откупщиков), расширившая Париж до внешних бульваров, и , наконец, были снесены все дома, построенные на парижских мостах.

Наполеон I собирался сделать Париж "городом, прекраснее которого просто не может быть на целом свете". В его понимании архитектурное убранство было неотделимой частью градостроительства, поэтому при нем строятся мосты и набережные, рынки и скотобойни, возводится Триумфальная арка на площади Звезды, прокладываются крупные городские артерии, сторятся церкви и создается система водоснабжения: к Парижу подводятся воды Урка, создается водохранилище Виллет, акведуки и многочисленные общественные фонтаны.

Период Реставрации был особенно отмечен созданием одного квартала - аристократического Сен-Жерменского предместья. На пороге 20 века последние большие изменения в париже были совершенны в правление Наполеона III под руководсвом барона Османа, проведшего значительные градостроительные работы. Им сопутсвовала беспорядочная индустриализация предместий и пригородов. Затем сотоялась Всемирная выставка 1889 года и появилось сооружение, сначало принятое в штыки, а потом прославленное на весь мир - знаменитая Эйфелева башня. Но Париж не перестает менять свой облик...

Нотр Дам
Нотр Дам, Центральный портал

Собор Парижской Богоматери (Нотр Дам) возвышается на площади Паперти, и обе его башни вознеслись на 69-метровую высоту. Его строительство было начато в 1163 году по распоряжению епископа Мориса де Сюлли, и завершено в 1330 году. Фасад соблра поделен на 4 яруса. 1 - Три портала: Северный портал, во славу Деве Марии; Центральный потрал, или портал "Страшного суда"; Южный портал, или "Портал Святой Анны". 2 - галерея царей с 28 статуями царей Иудеи и израиля. 3 - Круглое витражное окно диаметром 9,60 метров, по обе стороны которого - арочные окна, перед которыми установлены статуиЖ слева - Адама, справа Евы. 4 - Ажурная аркада, увенченная болюстрадой, где царят химеры, вампиры, демоны и чудовища, над котрой возвышаются две башни, где находятся знаменитые гаргульи - водосточные трубы с фантастическими скульптурными украшениями, и откуда можно любоваться великолепным видом на париж.

Внутреннее пространство собора достигает 127,5 метров в длину и 32,5 метра в высоту под сводами. Если учитывать хоры, сюда может вместиться около 9000 верующих. В центре трансепта - возвышение, на котором установлен бронзовый алтарь, освященный в 1989 году, произведение Жана и Себастьяна Туре. На витражах северного круглого окна-розетки изображена Дева Мария с Младенцем на руках в окружении шестнадцати пророков. Во втором кольце - тридцать два царя и прародителя Христа, а завершают весть ансамбль тридцать два патриарха и первосвященника Израиля.

Ворота Дворца Правосудия открываются в майский двор, названный так потому, что каждый год в мае судейские чиновники сажали тут дерево. На этом месте поочередно находились резеденция римских Правителей Лютеции, которую сменил дворец королей из династии Меровингов, затем был возведен Дворец Сите - до 1358 года бывшей резиденцией королей Франции. Но в тот год король покинул дворец, так как вспыхнул мятеж, во главе которого встал Этьен Марсель. Мятежники ворвались к будущему королю Карлу V, заставили его надеть шляпу с парижской кокардой и на глазах юного наследника перерезали королеских сеновников. С тех пор это место стало Дворцом парламена - верховным судом монархии. В настоящее время весь комплекс зданий Дворца Правосудия разделен на четыре части: здания, где разместились полиция - прославленная набережная Ювелиров (Ке-дез-Орфер); здания, в которых творится правосудие; Консьержи - тюрьма с 14 века по 1914 год; и Сен-Шапель - символ духовного мира средневековья.

Нотр Дам
Дворец Правосудия

Сент-Шапель (Святая часовня),жемчужина готического искусства, была выстроена в 1246-1248 годах по приказу Людовика Святого, что бы стать хранилищем реликвий Страстей Христовых - тернового венца Христа и частицы Его креста, которые подарил французскому королю византийский император Бодуэн II. здание имеет 36 метров в длину, 17 - в ширину и 42,4 метра в высоту. Предпологают, что возвел его Пьер де Монтрей. Оно состоит из двух часовен, расположенных одна над другой: верхняя часовня предназначалась для королевской семьи и высших сановников, нижняя - для прислуги.

Часть дворца, которая находилась под властью "консьержа" - видного королевского сановника, получила название Консьержи. Вдлоь по течению реки поочередно расположились: Часовая башня, на которой установлены самые старые а Париже часы(1370 г.); две башни-близнецы по обе стороны от бывшего входа - башня Цезаря и Серебренная башня. В последней содержалась королевская казна. И башня Бонбек (Болтунья), названная так потом, что заключенных в ней узников подвергали пыткам. За время Французской революции здесь побывало 4174 заключенных, среди них - королева Мария-Антуанетта со 2 августа по 16 октября 1793 года.

Коньсержи
Статуя Генриха IV

В стенах Консьержи можно увидеть зал, именуемый Часовней жирдонистов, Двор женщин и так называемый Двор двендцати, где в 1793-194 годах именно группами по двенадцать собирали приговоренных к смертной казни.

Берга Сенны с островом Сите связывает самый знаменитый и самый древний мост в париже - Новый мост. Его первый камень был заложен 31 мая 1578 года Генрихом III. Генрих IV торжественно открыл его 20 июня 1603 года. Позднее, во времена Людовика XIII, он сыскал себе дурую славу. Конная статуя Генриха IV была установленна в 1818 году при спуске к скверу Вер-Галан, что значит Вечный повеса (таково было прозвище этого короля). Она заменила предшествующую, которую установили здесь в 1614 году по распоряжению Марии Медичи, а 14 августа 1792 году разрушили.

Лувр - изначально это был королевский замок, возведенный Филиппом-Августом в 1204 году. Перестроенный при карле V в 1364-1380 годах, он, со времен Франциска I и вплодь до 19 века, постоянно перестраивался. на Лувре лежит отпечаток разных стилей. Во времена Первой империи Новый Лувр строился под руководством Персье и Фонтена, а в эпоху Второй Империи - под началом Висконти и Лефуэля. НА этом месте, во дворе Наполеона, в настоящее время возвышается пирамида - произведение архитектора Ео Минг Пея - являющегося единым центральным входом в Большой Лувр. Наконец, сам старый Лувр и его знаменитый Кур-Карре (Квадратный двор), в котором собраны замечательные архитектурные произведения: фасад Пьера Леско, Часовой флигель архитектора Лемерьсе, коллонада фасада - творение Клода Перро. Сегодня в этом дворце искусств размещается один из богатейших музеев мира.

Лувр
Триумфальная арка Карусель

Триумфальная арка карусель - эта арка была воздвигнута в 1806-1808 годах по проекту Пьера Франсуа Фонтена и Шарля Персье в честь победы Наполеона I в 1805 году. По своей архитектуре она напоминает Арку Септимия Севера в Риме. Коллоны из розового и белого мрамора обрамляют три ее пролета, а каждая из сторон богато декорированна барельефами, воспроизводящими победы императора. В центре наверху были установлены четыре бронзовых коня, которых Наполеон приказал снять с Собора сан Марко в Венеции, куда они были возвращены в 1815 году. В настоящее время Арку венчает бронзовая квадрига со статуей Мира.

Сад Тюильри, одно из обширнейших мест гулянья в париже, на 28 га которого растут 2800 деревьев, до сих пор сохранил тот вид, который придал ему Ленотр, великий садовник короля Людовика XIV. Не только газоны и кроны деревьев, но и находящиеся в нем музеи - "Оранжери", "Же-де-Пом" (Зал для игры в мяч), а также скульптуры - произвеления Кусту, Куазевокса, Карпо, Барруа, Барьяса, Кена, Майоля - делают сад Тюильри чем-то вроде прихожей Лувра под открытым небом.

Вдоль сада тянется улица Риволи, проложенная по инициативе Наполеона Бонопарта в 1804 году. Под ее аркадами разместились многочисленные сувенирные лавки, чайные и кафе. В середине улицы, между Лувром и садом Тюильри, находится площадь Пирамид, на которой установлен памятник Жанне д'Арк работы Фремье, напоминающий, что героическая дева была здесь ранена при освобождении Парижа в 1429 году.

Самая большая площадь Парижа - 84 тыс. кв. м. - была обустроена в 1754-1763 годах по проекту архитектора Габриэля специально для конной статуи Людовика XV. Статую убрали в 1790 году, а площадь Людовика XV переименовали в площадь Революции. 21 января 1793 года на площади был установлен эшафот для казни Людовика XVI. За два года через гильотину здесь прошли 119 приговоренных к смертной казни. В 1795 году площадь получила название Согласия (Конкорд), но в 1814 году ей было возвращено имя Людовика XV, затем, в 1826 году, она стала площадью Людовика XVI, и, наконец, в 1830 году ей снова вернули название Согласия, которое она носит до сих пор.

Площадь Согласия (Конкорд)

В 1836 году инженер Жан-Батист Аполлинер Леба установил на полощади древнеегипетский обелиск из храма в Луксоре, который в 1831 году был подарен королю Луи-Филипу вице-королем Египта Махметом-Али. Монолит из розового сиенита высотой в 23 метра и весом 230 тонн возносится посреди площади между двумя фонтанами. Фасадами к Сене по обе стороны Королевской улицы стоят два особняка, построенные Габриэлем: отлель "Крийон" слева, морское министерство - справа. Въезд на елисейские поля обрамляют кони из замка Марли работы Гийома Кусту. они установлены напротив крылатых коней Меркурия и Славы работы Антуана Куазворкса, обрамляющих вход в сад Тюильри.

Между Круглой площадью и площадью Согласия Елисейские поля превращаются в место прогулок, как это было постановленно указом 1667 года. Его исполнение поручено Ленотру. В 19 веке этот зеленый уголок обоготился театрами, рестаранами, а в конце 19 века - двумя дворцами: Большим и Малым, построенными для Всемирной выставки 1900 года. Ныне в них размещаются музеи и выстовочные залы.

Господствующая над "самой красивой в мире авеню", Большая триумфальная арка на площади Звезды вписывается в цетр преспективы, которая начинается от лувра, проходит через триумфальную акру Карусель, сад Тюильри, площадь согласия и завершается Большой аркой в пригородном квартале Дефанс.

Триумфальная арка
Елисейские поля

Это сооружение высотой 50 и шириной 40 метров было построено по указу Наполеона I от 18 февраля 1806 года. Работа была поручена архитектору Жану-Франсуа Шальгрену, а строительство арки было завершино в 1836 годую Четыре пилона арки, воздвигнутой во славу императорских армий, украшены знаменитыми горельефами: "Выступление в поход волонтеров в 1792 году" или "Марсельеза" Франсуа Рюда, "Триумф 1810 года" Жана-Пьера Корто, "Мир" и "Сопротивление" Антуана Этекса. На каменных поверхностях выбиты названия величайших побед Империи и Республики, а также имена 558 гениралов. Под сводами арки в 1840 году провезли прах наполеона I, в 1885 году - гроб с телом Виктора Гюго, 14 июля 1919 года под аркой победным маршем прошли французские солдаты. В память о погибших в Первой Мировой войне 11 ноября 1920 года под сводами арки упокоился прах неизвестного солдата, на могиле которого горит весный огнь.

Задуманная Кольбером по распоряжению Людовика XIV аллея Тюильри была названа Елисейскими полями в 1694 году. Три столетия спустя значительные строительные работы воздали знаменитому проспекту величие, которого страстно желал министр Короля-Слнца. триумфальный путь, место прогулок и обязательный маршрут проезда прибывших с официальным визитом глав государств, Елисейские поля - это пристижная витрина Парижа. Разместившиеся в 628 зданиях по обе стороны авеню ионтаетры, роскошые магарины, кафе, рестораны, банки, выстовочные залы автомобильных фирм и представительства авиакомпаний соперничают друг с другом в изобритательности, что бы придать авеню свой неповторимый вид и внести свою лепту в правсловление столицы.

Елисейские поля
Вандомская площадь

Архитектор Жюль Ардэн-Мансар, следуя идее министра Лувуа, разаботал проект Вандомской площади, окруженной домами с одинаковыми фасадами, строительство которых завершилось в 1720 году. В центре площади завоеваний, названной затем площадью Людовика Великого, вплоть до 1792 года стояла конная статуя Людовика XIV скульптора Жирадона. По приказу Наполеона I в 1806 году на ее месте воздвигли колонну, созданную по подобию колонны Траяна в Риме. Коллону украшают бронзовые барельефы, отображающие военную компанию 1805 годаю Они отлиты из бронзы переплавленных 1200 трофейных пушек, захваченных под аустерлицем. Коллона, увенчаная статуей императора, была сброшена с пьедистала по приказу художника Гюстова Курбе во время Парижской коммуны в 1871 году. В 1873 году она была снова водружена на свое место за счет художника.

После покушкния на наполеона III, которое совершил 14 января 1858 года Орсини, император принял решение построить новый парижский оперный театр. Шарль Гарнье начал строительство в 1861 году. Торжественное открытие оперы состоялось 5 января 1875 года.

Этот шедевр Второй Империи поражает воображение своим исключительным декоративным богатсвом. Возвышаясь над большим 10-стюпенчатым крыльцом, вход в вестибюль открывают семь полукруглых арок, разделенных скульптурными группами, среди которых - "Танец" Хана-Батиста Карпо. Этажем выше фойе переходит в галерею с восемью двойными коринфскими пилястами из равьерского камня, которые дублируют маленькие колонны, обрамляющие ниши, украшенные быстами компазиторов из позолоченной бронзы. Над лоджией господствует аттик, вдоль которого расположены, соединенные гирляндами, 53 античные маски из позолоченной бронзы работы Жана-Батиста Клагмана. Выше - две бронзовые скульптурные группы Шарля-Альфонса Гюмери, символизирующие справа - гармонию, слева - Поэзию.

Гранд Опера
Центр Жоржа Помпиду

Купол из серо-зеленой меди, оттененный золотом и увенчанный композицией Эме Миле "Апполон между Танцем и Музыкой, держащий над головой золотую лиру". Несмотря на внушительные размеры здания (110 кв. м.), зал может вместить всего лишь 2158 зрителей. Согласно легенде, под Оперой течет подземная река ля Гранж Бательер.

В декобре 1969 года призедент Франции Жорж Помпиду принял решение о создании музея, посвещенного слвременному искусству. В 1971 году был принят проект архитекторов Ренцо Пьяно и Ричирда Роджерса при участии архитектора Г.Франкини.

В результате возникла эта оригинальная конструкция, где внутренее пространство взаимоизменяемо и пригодно для любого использования, а вся техническая часть вынесена наружу в "трубах". Внутри этот металлического строения весом в 15 тыс. тонн хранятся коллекции Музея современного искусства, расположилась библиотека, многочисленные залы для представлений и конференций, ценрт промышленного творчества и центр эксперемнтальной музыки.

Около центра Жоржа Помпиду находится площадь Игоря Стравинского, которая почти полностью занята оригинальным фонтаном причудливых форм и ярких красок, выполненный скульптором-кинетиком Тенгелли.

Фонтан Стравинского
Музей Орсэ

Орлеанская железнодорожная компания, стремясь подвести свои линии как можно ближе к центру Парижа, приобрела землю, на которой некогда находился дворец Орсэ, разрушенный во время Парижской коммуны в 1871 году. Открытие вокзала и разместившихся в его здании гостиницы, построенных по проекту Виктора Лалу, состоялось 14 июля 1900 года. Нак заседании Совета министров в 1977 году было принято решение о преобразовании здания в музей, посвещенный искусству второй половины 19 века. Открытие музея Орсе состоялось в 1986 году. Его внешний вид - плод трудов Рено Бардона, Пьера Кольбока и Жана-Поля Филиппона, внутренний - Гаэ Ауленти. В собраниях музея представлены живопись, скульптура, архитектура и градостроительство с 1848 по 1914 год.

Мост Александра III, построенный в 1897-1900 годах, творение инженера Жана Резаля, возводился как символ дружбы между Францией и Россией, горячими сторонниками которой были российский император Александр III и призедент Франции Сади Карно. Первый камень моста был заложен 7 октября 1896 года в присутствии царя Николая II, сына Александра III, и призедента Республики Феликса Фора. Мост имеет богатое убранство, ширина его - 40 метров. Замок свода пролета моста украшают две фронтально расположенный скульптурные композиции из выдавленной меди работы скульптора жоржа Ресипона: вниз по течению смотрит герб Парижа, в окружении нимф Сены, вверх по течению - герб Российской империи и аллегорическая фигура Невы в окружении нимф.

Мост Александра III
Люксембургский дворец

С каждой стороны мост обрамляют два квадратных пилона, увенчанных конными группами из позолоченной бронзы, которые символизируют Пегаса, сдарживаемого Славой. Мост освещают ряд фонарей, и каждый ряд включает в себя четырнадцать фонарей с тремя шарообразными колпаками.

Зданию, которое сейчас называется Малым Люксимбургом, дал свое имя Франсуа де Люксембург, князь Тенгри, приобретя его в 1570 году. В 1612 году его купила Мария Медичи. Купила она и близлежащие замли, и поручила Саломону де Броссу строительство достойного ее дворца, но сохраняя при этом старый особняк.

Впоследствии дворец переходил из рук в руки: здесь жили Гастон Орлеанский, мадумуазель де Монпансье, герцогиня де Гиз, мадам де Ментеон, Филипп Орлеанский, герцогиня Беррийская, граф Прованский. В 1800 году Банопарт передал это здание Сенату, которое при Реставрации стало Палатой пэров. Начиная с Третьей распублики Люксембургский дворец вновь принял в свои стены Сенат. Сад площадью в 23 га во французском стиле разбит по указанию Марии Медичи. Его украшают фонтаны и около полусотни статуй. Статуи, расположенные вдоь террасы, изображают королев Франции и знаменитых женщин. В конце канала, с восточной стороны, скрывается в зелени великолепный фонтан Медичи. В центральной нише - Полифем, застигающий Галатею с пастухом Ацисом (Оттэн, 1863 г), а с обратной стороны барельеф Валуа Леда с лебедем (1806 г).

Королевская церковь, посвещенная св.Женевьеве, проект которой был разработан Жаком-Жерменом Суфло по инициативе короля Людовика XV, была завершина в 1790 году. Год спустя Французская революция превратила ее в усыпальницу "великих людей" - Пантеон.

Фонта Медичи в Люксембургском саду
Пантеон

Наполеон снова возворатил церковь в 1806 году, но в 1848 году Луи-Филипп вновь превратил здание в Пантеон, который в 1848 году стал Храмом человеского братсва, а в 1853 году - Национальным собором, посвещенным св.Женевьеве. 1 июня 1885 года, при Третьей республики, это здание вновь было превращено в патеон в связи с захоронением в нем праха Виктора Гюго. План здания представляет собой греческий крест длиной 110 и шириной 84,5 метров. Высота под купалом 83 метра. Монументальный портик поддерживает треугольный фронтон со скульптурной композицией работы Пьера-Жана Давида д'Анже, на котором золотыми буквами начертано: "Великим людям - благодарная Отчизна". Купо внутри здания украшает фреска Антуана-Жана Гро, прославляющая святую Женевьеву. В 1851 году Фуко проводил здесь свои опяты с маятником. В усыпальнце покоится прах примерно шестидесяти знаменитых личностей, среди которых Сади Карно, Эмиль Золя, Жан Жорес и др.

В 17 веке смиренная монахиня сетсра Маргарита-Мария была избрана Господом, чтобы возвестить Франции о том, что Господу угодно возведение здания "во славу Его Божественного Сердца". Но стоой поры прошло целых два столетия, прежде чем два ревностных христианина - Александр-Феликс Лежантий и его свояк Губер Роо-де-Флери - отозвались на волю Христа и в декобре 1870 года дали обет выстроить церковь, посвященную Его Святому Сердцу (Сакре-Кер).

25 июля 1873 года Национальное собрание утвердило это богоугодное дело народного почина, получившее поддержку верующих, одобрение монсиньора Гильберта, архиепископа Парижского, и благословление папы Пия IX. Затраты на строительство, превысевшие 40 миллионов франков, были покрыты верующими в ходе довольно оригинального сбора средств, ибо каждый мог купить камень и на некоторых из них, в зависимости от их цены,могли быть выбиты инициалы жертвователя. Был принят проект Поля Абади и 18 июня 1875 года в присутствии маршала Мак-Магона, президента Республики, состоялась закладка первого камня собора.

Собор был открыт 28 июня 1889 года, но освящен только 16 октября 1919 года. Тем временем Оноре Доме, Шарль Лене, Анри Ролин, Люсьен Мань и Луи-Жан Юло воплощали в жизнь первоначальный проект, толкуя его по своему и временами искажая. На постройку здания длинной 85, шириной 35 и высотой 83,33 метра пошел камень из карьеров Шато-Ландон, который, под воздействием дождевой воды, выделяет белое вещество, кальцит, придающее собору его белоснежную белезну.

Базилика Сакре-Кер
Базилика Сакре-Кер

Собор выстроен в роман-византийском стиле. он состоит из обширной центральной ротонды, вокруг которой, словно перекладины креста, расположены короткий неф, два трансепта и хоры. На фасаде, выполненом по образцу романских церквей в департаменте Шаранта, на самом верху фронтона видна статуя Господу и Его Святому Сердцу, выполненная Гюставом Мишелем. По обеим сторонам паперти - отлитые Ипполитом Лефевром конные статуи святой Жанны д'арк и короля Людовика Святого.

Монмартр - один из самых живописных и любопытных кварталов Парижа. Он возник на известковом холме, 130 метров высотой, где, по приданию Св.Дионисй - первый епископ Парижа был обезглавлен в 250 году вместе с двумя другими священниками (Монмартр - Холм мучеников). Благодоря своему стратегическому положению (самая высока точка Парижа) Монмартр играл выжную роль в политической жизни города. Именно ждесь в марте 1871 года вспыхнула первая искра, из которой разгорелось пламя Коммуны. В течении 19 века Монмартр был своего рода "Меккой" богемного мира и долгое время оставался центорм литературной и художественной жизни города.

Начиная с 14 века площадь Тертр (холм) принадлежала Монмартрскому аббатсву, которое установило на ней столб правосудия (виселицу). В 18 столетии тут билось сердце Монмартрской коммуны, первая мэрия которой расположилась в 1790 году в доме №3. Этот дом принадлежал первому мэру - Феликсу Депрот де Бленвалю. В 1860 году по указу барона Османа коммуна была присоединена к Парижу. Однако Монмартр сохоранил свой загородно-богемный вид, чем привлек многих художников: Коро, Делакруа, Жерико, дега, Ренуар, Сезанн, Мане, Ван Гог и Тулуз-Лотрек отразили на своих полотнах атмосферу Монмартра. В наши дни на площади продложают собираться художники, портретисты и карикатуристы, создающие вместе с многочисленными кафе, ресторанами и кабаре это особую атмосферу монмартра.

Вид на холм Монмартр
Кабаре "Мулин Руж"

У подножия Монмартра, междй площадями Бланш и Пигаль бульвар Клиши без особого стыда обнажает своеобразные места, любимые полуночными гуляками. Среди лавочек, кафе и кинотеатров, каборе "Мулен Руж" (Красная мельница) каждый вечер задает тон, вращая свои ярко освещенные крылья. Настоящий, подлинный французский канкан впервые был исполнен в "Мулен Руж" в 1889 году. Этот танец, по мотивам кадрили, получил такой оглушительный успех, что о нем заговорили за пределами Франции. После многочисленный реорганизаций в начале века заведение стало специализироваться на музыкальных ревю: триумфальным было ревю "Этот Париж" 1927 года с Мистенгет во главе. В 1937 году зал был переделан под ночной клуб, ультрасовременный по тем временам. В июле 1944 года здесь выступал эдит Пиаф и Ив Монтан. Заведение в очередной раз было переобустроено Анри Маэ в 1951 году. В 1959 году были организованны ужины со спектаклем. Наконец, в 1962 году танцовщицы превратились в русалок, впервые демонстрируя свое искусство в огромном аквариуме. На протяжении всей истории "Бал в Мулен Руж" принимал в своем зале сильных мира сего. "Мулен Руж" и сегодня пользуется огромной популярностью у любителей прекрасного.

В 1884 году, при Третьей республики, французское правительство решило организовать в 1889 году Всемирную выставку и для этого воздвигнуть невиданный доселе монумент. На стол министра Лакурта легли многие проекты, в том числе проект Бурде, построившего здание Трокадеро, который предложил возвести "Башню Солнца" высотой в тысячу футов. Морис Кехлин и Эмиль Нугье, сотрудники Эйфеля, к которым присоединился архитектор Стивен Совестер, придумали металлическую башню выстотой в 300 метров. Заинтересовавшись проектом, Гюства Эйфель переработал его и выиграл организованный в 1886 году государственный конкурс. Строительство башни началось 26 января 1887 года несмотря на протесты многочисленных знаменитостей, среди которых были Ги де Мопассан, Шарль Гуно, Викторьен Сарду и др.

Эйфелева башня
Эйфелева башня

На строительстве были заняты сотни рабочих, для изготовления 18 тысяч деталей башни выполнено 700 чертежей. Для скрепления деталей потребовалось два с половиной миллиона заклепок, и сооружение росло со скоростью примерно 15 метров в месяц. Открытие башни состоялось 30 марта 1889 года. Выстроенная башня оказалась сенсационно легкойЖ несмотря на вес 10 тысяч тонн, она оказывает на землю такое же давление, как и сидящий на стуле человек (4 кг на кв.см). Тем не менее, чтобы подняться на первый этаж высотой 57 метров, необходимо прошагать 360 ступеней, затем еще 380, чтобы достичь второго этажа (11 м), и, наконц, 1062 ступени до третьего этажа, расположенного на высоте 300 метров. К счастью Эйфелева башня была оборудована лифтами, механизм которых действует и по сей день.

Эйфелеву башню, возведенную специально для Всемирной выставки, должны были снести в 1909 году по истечении концессии, полученой Эйфелем. Ее спасли радоителеграфия и использование ее, среди прочего, в военных целях: перехват зашифрованных сообщений в ходе первой мировой войны, который позволил, в часности арестовать шпионку Мату Хари. Башня продолжала свою карьеру в эфире, а в 1957 году на ней установили телевизионные передатчики, в связи с чем она выросла до 320,75 метров.

Коньсержи: башня Цезаря и Серебренная башня
Лувр - вид через пирамиду Ео Минг Пея
Париж
Hosted by uCoz